В исследовании психометрических показателей адаптированной методики «Тест жизненной ориентации» приняли участие 506 испытуемых двух возрастных групп, из которых 332 – представители женского пола и 174 – мужского. При этом 136 испытуемых участвовали в расширенном обследовании (с применением повторного тестирования и дополнительных опросников для установления конкурентной валидности). Выборку юношеской возрастной группы составляет 241 человек в возрасте от 17 до 22 лет (166 девушек и 75 юношей). Выборку подростковой возрастной группы составляют 265 человек в возрасте от 12 до 16 лет (166 девочек и 99 мальчиков).
Первым этапом стал перевод текста методики. Отдельного комментария заслуживает перевод названия методики. В упоминаниях данного теста в отечественной психологической литературе все ссылающиеся или описывающие методику авторы используют русскоязычный вариант названия «Тест жизненных ориентаций», используя ключевое понятие во множественном числе [Перова, Ениколопов, 2009; Муздыбаев, 2003; Осин, Леонтьев, 2008]. Однако, на наш взглядавторов, более корректно использовать термин «ориентация» в единственном числе. Во-первых, с лингвистической точки зрения: в названии на английском языке слово «ориентация» стоит в единственном числе (orientation), а не во множественном. Во-вторых, с точки зрения теории, на основе которой была создана методика: М.Ф. Шейер и Ч.С. Карвер рассматривают оптимизм и пессимизм как два противоположных полюса единого конструкта. То есть речь идет о единой ориентации, которая может быть направлена либо в сторону оптимизма (положительных ожиданий от будущего), либо в сторону пессимизма (негативных ожиданий от будущего). В-третьих, исходя из особенностей построения методики: она включает одну шкалу – низкие баллы свидетельствуют о пессимизме, высокие – об оптимизме. При переводе утверждений был сохранён смысл высказываний, но учтены грамматические и лексические особенности русского языка.
При создании русскоязычной версии методики мы посчитали недостаточным количество пунктов в опроснике и расширили тест было расширено до 35 утверждений (26 из которых значимы и 9 – вопросы-наполнители). Это основное отличие предлагаемого нами теста от адаптированной версии прочих адаптаций методики «Тест диспозиционного оптимизма», упоминаемой раннееLOT.
В ходе исследования были установлены важные характеристики измененной методики, доказывающие ее надежность и валидность. В частности, была установлена мера внутренней согласованности методики с помощью α-критерия Л.Кронбаха. Коэффициент α для адаптируемого опросника «Тест жизненной ориентации» составляет α = 0,926, то есть имеет высокий уровень, что говорит о выраженной внутренней согласованности методики. Для определения соответствия расширенной и оригинальной версий методики был выявлен коэффициент корреляции итогового значения дополнительных утверждений опросника (20 добавленных нами содержательных вопросов) и итогового значения «оригинальной составляющей» опросника (6 первоначальных вопросов), который составил r = 0,849 при р = 0,000. Полученные результаты подтверждают с высокой степенью достоверности, что ответы испытуемых на дополнительные вопросы методики согласуются с ответами на оригинальные пункты, то есть модифицированный опросник соответствует оригинальному опроснику в характере предоставляемых количественных результатов. Однако расширенная версия позволит изучать оптимизм и пессимизм личности более надежно ввиду расширения стимульного материала.
Основным использованным критерием для установления надежности теста стало определение ретестовой надежности. Интервал между первичным и повторным обследованием с помощью нашей методики составил 6 недель. В качестве показателя ретестовой надежности использовался коэффициент корреляции Пирсона. В группе испытуемых юношеского возраста (73 человека) показатель составил r = 0,839 при p = 0,000, в группе испытуемых подросткового возраста (62 человека) r = 0,869 при p = 0,000. Полученные коэффициенты позволяют судить о высокой ретестовой надежности по обеим возрастным группам.
Было высказано предположение, что полученные с помощью адаптируемого опросника теста жизненной ориентации результаты должны коррелировать с показателями [[Опросник атрибутивного стиля|опросника атрибутивного стиля]], разработанной на основании теоретических представлений М.Селигмана, Л.Абрамсон и Дж.Тисдейла об атрибутивном стиле. Для определения уровня корреляции между показателями был использован коэффициент корреляции К.Пирсона. Поскольку методики, изучающие атрибутивный стиль в разных возрастных группах, различны («Тест «[[Тест на оптимизм» оптимизм]]» Л.М.Рудиной для юношеского возраста и «Опросник «[[Опросник стиля атрибуции подростков ]] – ОСТАП» Д.А.Циринг), расчеты проводились отдельно по каждой возрастной группе.
Для группы юношеского возраста (73 человека) коэффициент корреляции между итоговыми показателями, полученными с помощью «Теста на оптимизм» и «Теста жизненной ориентации» составил r = 0,516 при p = 0,000, при этом коэффициент корреляции отдельно для «оригинальной» составляющей (6 исходных содержательных пунктов) с «Тестом на оптимизм» составляет r = 0,470 при р = 0,000 и для «дополнительной» составляющей (20 добавленных содержательных пунктов) составляет r = 0,500 при р = 0,000. Для группы подросткового возраста (62 человека) коэффициент корреляции между итоговыми показателями «Опросника стиля атрибуции подростков» и «Теста жизненной ориентации» составляет r = 0,521 при p = 0,000, оригинальная составляющая: r = 0,495 при р = 0,000, дополнительная составляющая: r = 0,506 при р = 0,0000001. Значения коэффициентов корреляции по обеим возрастным группам позволяют говорить о высоком уровне конкурентной валидности методики.
Также для установления конкурентной валидности испытуемым были предложены шкалы '''оптимистичности''' и '''пессимистичности''' [[Стандартизированный многофакторный метод исследования личности|методики «Стандартизованный метод исследования личности»]]. В исследовании были использованы оригинальные тексты опросника СМИЛ, предлагаемые в соответствии с возрастом и полом испытуемого. Результаты, полученные по названным шкалам, были попарно сравнены с итоговыми результатами методики «Тест жизненной ориентации». Таким образом, обнаружена обратная связь на высоком уровне значимости между показателями методики теста жизненной ориентации и показателями по шкале пессимизма в обеих возрастных группах и прямая связь на высоком уровне значимости со шкалой оптимизма в подростковой возрастной группе. В группе юношеского возраста связь показателей методики ТЖО с показателями шкалы оптимизма СМИЛ не обнаружена. Можно предположить, что отсутствие связи для данной группы объясняется ее возрастными особенностями. Как указывает Л.Н.[[Собчик]], многие ярко выраженные и повышенные тенденции по шкале оптимистичности – «совершенно естественные для юношеского возраста».
Отдельно стоит обратить внимание на отсутствие значимых различий (выявленное с помощью критерия U-Манна–Уитни) в показателях ТЖО теста по половому признаку в обеих возрастных группах (юношеская группа: U=–0,931, p=0,054; подростковая группа: U=–0,590; p=0,555). Эти данные позволяют судить об универсальности шкалы стенов для представителей обоих полов и отсутствии необходимости стандартизации отдельно для девушек и юношей, а также девочек и мальчиков.
== Внутренняя структура ==